5 октября 2013 г.

Даник

Изначально домашняя школа была в какой-то мере вынужденной мерой именно из-за ситуации Даника. Поэтому Машины психосоматические проблемы и их решение оказались побочным эффектом решения Даниной проблемы.

Даник родился настоящим пацаном. У нас был полный дом кукол, всяких там игрушечных кухонь и мягких мишек, старшей сестре же 6 лет было! Но в полгода Даник нашел единственную машинку в доме и стал возить ее по полу, громко урча, подражая звуку мотора. Он был абсолютно и постоянно активен. Он никогда не ползал обычным образом, на коленках. Он ходил на четвереньках, не касаясь коленями пола, на руках и ступнях. Пошел, вернее, побежал за мороженым в руках Ани, как только исполнилось 9 месяцев. Все куда-то торопился. Если можно было куда-то залезть, он обязательно оттуда спрыгивал. Крупная моторика была развита просто замечательно. Мы купили детский спортивный комплекс, он спокойно забирался по канату, а по металлической трубе залезал, как обезьянка, выпрямив руки и ноги, упираясь ступнями в нее и цепляясь только руками. Если Данька куда-то бежал, поймать его было сложно.

Зато говорить он совершенно не хотел. Абсолютно. Он в сад пошел в три года, к тому времени говорил буквально "мама", "папа" и "трактор". Когда мы привели его в садик, воспитательница решила, что у него это просто проблема двуязычия, и занималась с ним, исходя из этого. Через год выяснилось, что к этим трем словам у него совсем не так много добавилось новых слов. В четыре с половиной пригласили помощь из Педагогического Психологического Центра (ППЦ). Нас направили к врачу проверять его слух, слух оказался хорошим. Интеллект тоже развит прекрасно: в невербальных заданиях у него все было замечательно, он выполнял в свои 4 с половиной задания для младших школьников. Но только те, которые не требовали слов и пространных объяснений.

А говорить - никак не мог. Все справлялся жестами и односложным звуковым сопровождением. На обоих языках. Тогда я решила пойти альтернативным путем: я решила научить его читать. Мы занимались и занимались день и ночь. Ему ничего не стоило запомнить буквы и их сочетания, и в конце концов он понял соотношение слова устного и письменного. И стал лучше произносить слова, которые он увидел на письме. До чтения книг было далеко, но ему очень нравилось, когда я читала ему вслух. (Кстати, я до сих пор это делаю, читаю вслух детям. Не каждый день, к сожалению, но стараемся выкроить время, как можно чаще). И тут его стали отправлять в школу. День рождения у него достаточно поздно в году, в самом конце октября, а в школу тут идут в тот год, когда ребенку исполняется 6. То-есть, к началу учебного года (а он в августе начинается) Дане до этих 6 еще почти 3 месяца пришлось бы ждать! Никакие наши уверения в том, что прогресс налицо, что он не готов ни психологически, ни морально, не были услышаны. Они хотели нас определить в школу, и точка. Аргумент был такой: у ребенка сложности с языком. Скорее всего, сильная дислексия, и вообще шансов научиться читать и писать у него мало, и речь, скорее всего, никогда не наладится. Поэтому смысла нет ждать год. И тут я использовала наше тайное оружие. Я попросила Даника написать свое имя. Он это сделал. Потом прочитать слова, которые написала на листочке. Он опять сделал это. Это повергло нашего специалиста из ППЦ в шок. Она ужасно удивилась, сказала, что такое в ее практике впервые, что ребенок с таким сильным "отставанием" настолько далеко продвинулся академически. И она сдалась, написала нам освобождение на год от школы.

Тогда я еще совершенно не задумывалась о СО, и для меня было важно сделать так, чтобы ребенок вписывался в класс самым идеальным образом.

Прошел еще один год. Данька научился достаточно хорошо читать, говорить неплохо, озвучивать свои мысли, пусть с ошибками, но уже вполне понятно, и в 6, почти в 7, пошел в 1 класс.

Никаких проблем учительница не заметила, списывая его речевые проблемы на двуязычие. К тому же парень у нас был очень веселый, добрый, отзывчивый, готовый помочь, и с радостью воспринимавший новое. Первый год прошел просто замечательно. его жизнерадостность покрывала с лихвой его "странности": то, что он никак не мог сформулировать свою речь, что ему постоянно нужно было два раза объяснять, потому что, не понимая указаний, он просто делал вид, что понял, но выполнять их, естественно, не мог. При этом он щелкал математику, как орешки, зато английский был просто смертоубийством. Потому что вся система была построена на устной речи, которую он, опять же, не воспринимал. (Об этом еще расскажу в следующий раз).

Но тут произошла проблема. Во втором классе в класс пришел мальчик, который по какой-то причине не стал относиться к Дане снисходительно, а просто сразу его избрал в жертвы. Причиной, возможно, стало и то, что Даник в момент стресса был совершенно не в состоянии ответить обидчику словами, как-то оправдаться. Он пытался что-то сказать, не мог, злился и начинал плакать. А слезы - это как красная тряпка для любителей дразнить.

Мы прошли через второй класс с ужасом. Не буду вдаваться в подробности, но прошел Данька через все круги этого мучения. Все осложнялось тем, что в Скандинавии драться запрещено. Возможно, если бы мальчишки подрались в самом начале, когда словами сложно было объясняться, все бы быстро разрешилось***. Но тут такие методы не подходят. Поэтому Данька долго мучался молча. Пока летом после второго класса не сказал, что в школу возвращаться не хочет. Но мы-то всегда хотим ребенку лучшего, а что еще лучше, чем школа, верно?

Короче, мы вернулись в школу. Но становилось только хуже. Наши беседы с учителем, директором, родителями мальчика никакого действия не возымели. Мало того, мама сказала, что сама с ним справиться не может. А директор только кивала головой и повторяла: "Ах, как жаль, мы сделаем все, чтобы вам помочь." Но помощи мы так и не дождались, наоборот, учителя только усугубили ситуацию.

И тут, совершенно случайно, я узнала, что в нашем городе есть клуб для тех, кто обучает детей дома. Я думала, что СО тут не разрешено, и даже не рассматривала такой вариант, хотя моя близкая подруга в Петербурге тогда уже обучала своих детей, и я только с восхищением наблюдала результаты - и в академическом плане, и в плане социальном, и в отсутствии проблем "переходного возраста", которые мне казались неизбежными.

Пару недель мы обсуждали эту возможность с мужем. 17 января мы все вместе пошли на встречу "семейников" и еще раз прониклись и зрелостью детей, и уравновешенностью их внутреннего состояния, и родителями, совершенно необычными по сравнению со среднестатистическими скандинавами - открытыми и свободными от стереотипов. Одного я побаивалась - разговора с директором о том, что я хочу забрать детей домой. Когда в конце второго класса мы забрали Даню на две недели раньше окончания школы, объяснив, что ситуация обострилась, и что он просто не может больше терпеть издевательства, директор пригрозила нам ювеналкой, и нам пришлось взять больничный. Но "семейники" рассказали мне о том, что право обучать детей дома прописано в законе, и что есть только определенная последовательность действий, которую надо соблюсти, чтобы перевести ребенка на СО. Я решила, что после каникул, в конце февраля, просто заберу детей домой.

В понедельник дети были оба с температурой и я оставила их дома по состоянию здоровья. Вдруг, в середине дня, звонит телефон. Учительница Машина интересуется, не забираю ли я детей из школы на СО. "Почему Вы спрашиваете?" - поинтересовалась я. Оказывается, Маша в пятницу сказала, что в школу больше не собирается идти, потому что мама теперь будет обучать ее дома. Я сразу сказала, что так и есть, и быстро написала письмо директору школы, что забираю детей на СО. И с этого дня началось наше Семейное обучение :))).

***Апдейт :)
Сегодня одна представительница местного ЮЮ, русскоговорящая, в момент нашей дискуссии упомянула, что прочитала мой блог, и у нее возник вопрос, по поводу вот этого момента, почему я жалею, что в Скандинавии нельзя мальчикам драться :). Придется объяснить.

Вербальный способ выражения эмоций, безусловно, цель, к которой необходимо стремиться. Понятно, что в обычных условиях драка - это не способ решения проблемы. В нашем случае, причиной моего воздыхания о возможности драки было то, что мой сын оказался не в состоянии эти эмоции выразить вербально, за что постоянно был "наказан" тем, вторым, мальчиком, умеющим словами выражать свое презрение и неприязнь весьма хорошо. Загонять эмоции внутрь неправильно, неизвестно, какую психологическую травму может нанести вот такое внутреннее утаивание проблемы, замалчивание и невозможность ее вынести наружу. Если бы у моего сына было бы чуть-чуть агрессии, он, возможно, подравшись, мог бы восстановить внутреннее равновесие, высказав свою обиду физически, а не загоняя ее внутрь. Не имея такой возможности (а будь она у него, еще неизвестно, смог ли бы он ею воспользоваться, ибо и папа наш тоже не дрался никогда, а мама и подавно :) ), он загнал эмоции внутрь, и ему конкретно было плохо. Настолько, что никаких разговоров о школе не могло быть. Даже о той, в которой у него хорошие друзья из оркестра, где Вальдорфская педагогика, где детей стараются понимать и любить. Он категорически отказался от школы, и понадобился год, чтобы он отошел и успокоился. Когда в прошлом году мы предложили ему вернуться в школу (уже в другую), он с удовольствием туда пошел, жизнерадостно там проучился год, завел себе кучу новых друзей, и вообще цвел там социально, и забрали мы его во второй раз на СО уже совершенно по другой причине :) Об этом - в следующем посте.

4 комментария:

  1. Спасибо за блог! Очень интересно - просто проглатываю Ваши записи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Приятно знать, что кому-то интересно :) - и мотивирует для последующих записей :)))

      Удалить
  2. Интересно. Поучительно. В России с кем-нибудь "дружите" в плане семейного образования?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у нас много друзей "семейников".
      К сожалению, давно не писала тут, надо снова начать записывать, а то через месяц все забывается :). И потом утонешь в записях :)

      Удалить

Комментировать можно и анонимно, но комментарии проходят модерацию. И нам будет приятно, если Вы оставите свое имя.