19 сентября 2013 г.

Вопросы к хоумскулерам. Часть 1: Законность СО.

Думаю, каждому родителю, обучающему детей дома, приходится отвечать на уйму вопросов о том, зачем, почему и как мы обучаем детей дома. Три кита, на которых базируется общественное недоверие к хоумскулерам - это:
- легальность семейного обучения ("Неужели это законно и разрешено государством?!")
- социализация ("Бедные дети! Как они научатся функционировать в обществе!")
- образованность родителей ("Вы и химию с физикой собираетесь им сами преподавать?!)

Вот тут есть смешной ролик на эту тему:


Давайте попробуем ответить на все эти вопросы - для себя это не менее полезно, чем для других :))) - хотя бы тогда мы не будем впадать в ступор от вопросов соседей и друзей :)))

Итак:

1. Законно ли это.

Друзья, насколько мне известно, единственными странами Европы, где семейное образование запрещено, являются Германия и Швеция. И то, в Швеции разрешено семейное обучение для детей с особыми нуждами. К сожалению, эти две страны все-таки являются для многих государственных опек прецедентом для претензий к хоумскулерам. Множество историй связано с попытками изъятия детей из семей, в которых они находятся на семейном обучении.

Как относятся к семейникам в каждой конкретной стране, какие законы с этим связаны, что необходимо знать и чему следовать - эта информация обязательна для штудирования для каждого родителя, который собирается обучать детей дома, имхо. Для россиян могу посоветовать статьи Павла Парфентьева, адвоката, председателя МОО "За права семьи" и генерального директора Аналитического центра "Семейная политика РФ".

К сожалению, с законодательной базой семейного обучения в РФ я не знакома настолько, чтобы давать советы в этом направлении, но с законами страны нашего проживания на сеодняшний момент знакома очень хорошо. У нас СО разрешено, необходимо лишь быть привязанными к школе, которая требует годовые планы, и в которой мы сдаем ежегодные экзамены.

Однако, один совет все же дам: совершенно необходимо, на мой взгляд, поддерживать связь с другими хоумскулерами, и не только для обмена идеями, но и для поддержки друг друга в вопросах закона. У наших детей нет школы, рекомендация которой в случае интереса со стороны "юю" может сыграть положительную роль (а может и отрицательную, как им на тот момент покажется правильным), поэтому хорошо, когда есть группа поддержки, готовая подтвердить, что вы адекватная семья. Я знаю, звучит параноидально, но, в отличие от РФ, в Европе "юю" - это вполне себе реальный домоклов меч, могущий рано или поздно свалиться на голову семьи.

К счастью, в той стране, где мы сейчас обитаем, после нескольких дел, заведенных на хоумскулеров только по причине семейного обучения, и завершившихся победой семей, к семейникам больше не предъявляют (пока) претензий, если нет никаких других "сигналов" на эту семью. Но никто не может гарантировать, что ситуация не изменится, ибо желание вышестоящих организаций загнать в рамки всеобщего государственного образования каждого находящегося под влиянием этого государства индивидуума - желание естественное, и продиктовано оно, конечно, не соображениями улучшения качества жизни ребенка, а легкостью управления людьми, имеющими общие основы воспитания и общие ценности. Все, не вписывающиеся в эти рамки индивиды - болезнь, с точки зрения государственных структур. Такие люди мыслят иначе, оценивают ситуацию иначе, и их образование лишено политической и социальной подоплеки, которую имеют, естественно, государственные школы, выполняющие госзаказ.

Поэтому, чтобы быть готовыми к вопросам окружающих, необходимо уяснить для себя прежде всего эту юридическую основу обучения. В законодательстве большинства стран речь не идет об обязательном посещении образовательных учреждений (правда, это посещение, скорее всего, попросту подразумевается), зато описывается ответственность родителей за образование своих детей. То-есть, обязательным является образование, а не обучение в школе.

Тут необходимо отметить еще один момент. Несмотря на то, что не существует реальной статистики, которая бы утверждала, что процент детей, подвергающихся семейному насилию и при этом находящихся на семейном обучении, выше, чем детей, посещающих при этом госучреждения, тем не менее, надо помнить, что семейники всегда под лупой и в этом вопросе. Я не сомневаюсь, что читатели этого блога делают для своих детей только лучшее, не избивают их и не издеваются над ними, тем не менее, я призываю к тому, чтобы и от психического давления, крика и эмоционального шантажа мы отказывались. Наши дети находятся в идеальных условиях. Они не застрессованы, высыпаются и едят нормально. Все физиологические причины раздражения и перепадов настроения устранены. Поэтому, если ребенок чего-то не может или не хочет, или делает что-то "не так, как нужно", то этому есть иные причины. И поэтому наше раздражение - это уже наша проблема. Понятно, что детей необходимо дисциплинировать. Но делать это надо ни в коем случае не со злобой или раздражением.

Впрочем, это уже лирическое отсупление.

Итак, совет 1: знакомимся с законодательной базой и создаем инфраструктуру семейников вокруг себя (не только виртуально, но и "в реале").

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментировать можно и анонимно, но комментарии проходят модерацию. И нам будет приятно, если Вы оставите свое имя.