Существует, конечно, большое количество подходов к обучению дома. Есть понятие unschoolers - когда родители ничему намеренно не обучают детей, школа - это все вокруг. Они идут за интересами ребенка и развивают то, что интересно ребенку в каждый конкретный момент. Я думаю, в этом подходе есть плюсы. Однако, я сама - продукт школы, и наши занятия отражают это. Я все планирую. Планирую год, планирую месяц, неделю, день.... Прямо фрик какой-то :)). Конечно, в конце концов от планирования остаются лишь рожки да ножки, и поверх наших планов накладывается миллион карандашных заметок и исправлений толстым маркером. Но, по крайней мере, есть надежда, что суть задуманного будет исполнена. Особенно необходимость планирования стала заметна после того, как дети стали взрослее, и у каждого появились разнообразные внешкольные занятия на более серьезном уровне. Пришлось что-то выбирать и двигать, сообразуя занятия и интересы со "школьной" программой.
Итак, наше планирование.
Прежде всего, речь идет о планировании на год. За основу я беру государственные требования к образованию и разбиваю учебники по темам и целям на год. Этот план требует от нас школа, в которой мы сдаем ежегодно результаты нашего семейного обучения.
После академического плана мы составляем план на полугодие, в который записываем все наши занятия и внешкольные мероприятия, где все гости и праздники указаны.
Недельный план проверяем каждое воскресенье перед сном. Смотрим, что забыли, проверяем билеты в театры, на всякий случай смотрим часы работы музеев.
И каждый день заглядываем в планчик...
Короче, все понятно, у всех так, верно? :)))
Проблемы начинаются, когда ребенок вдруг выбивается из плана, у него два мероприятия в один день или у нас неожиданные гости, или вдруг кто-то зовет на помощь, или проспали, или заболели (редкость в наше семье, но бывает...), или забыли-таки дома купальник или инструмент...
Но мы стремимся к совершенству...
Итак, наше планирование.
Прежде всего, речь идет о планировании на год. За основу я беру государственные требования к образованию и разбиваю учебники по темам и целям на год. Этот план требует от нас школа, в которой мы сдаем ежегодно результаты нашего семейного обучения.
После академического плана мы составляем план на полугодие, в который записываем все наши занятия и внешкольные мероприятия, где все гости и праздники указаны.
Недельный план проверяем каждое воскресенье перед сном. Смотрим, что забыли, проверяем билеты в театры, на всякий случай смотрим часы работы музеев.
И каждый день заглядываем в планчик...
Короче, все понятно, у всех так, верно? :)))
Проблемы начинаются, когда ребенок вдруг выбивается из плана, у него два мероприятия в один день или у нас неожиданные гости, или вдруг кто-то зовет на помощь, или проспали, или заболели (редкость в наше семье, но бывает...), или забыли-таки дома купальник или инструмент...
Но мы стремимся к совершенству...
Спасибо большое за Ваш блог! Очень интересно и полезно когда люди делятся реальным опытом! У меня не хватает сил и терпения описывать наш учебный процесс)). Я тоже в итоге пришла к планированию, иначе жизнь превращается в хаос). Последнее время расписываю почасовой план на день. Вот что хочется у Вас спросить: принимают ли дети участие в планировании? И каким образом? Учите ли Вы их планировать? Мне, например, никак не удаётся моего 7-миклассника приучить к этому. Точнее, ему трудно охватывать умом весь процесс и он тихо перекладывает планирование на меня. Так вот меня беспокоит то, что сможет ли он в результате научиться планировать? Не вредно ли для него постоянно действовать по чужому плану?
ОтветитьУдалитьКак это происходит у вас?
Спасибо огромное за комментарий!
УдалитьХммм... Интересный вопрос.
Мне кажется, в школе дети тоже действуют по заранее спланированному образцу, там-то у них вовсе нет возможности участвовать в планировании, особенно в глобальном смысле.
Я тоже "глобально", то-есть, в годовых учебных планах, полагаюсь больше на государственные требования к образованию и на учебники, которые у нас есть в данный конкретный момент. Однако, Вы правы. Надо учить их как-то планировать, по крайней мере, свой день, возможно, и неделю.
Конечно, они участвуют в решении частных вещей, например, в какой музей мы пойдем. Но, если честно, об обучении их планированию я не задумывалась. Вот прямо с сегодняшнего дня попробую ввести время обсуждения грядущего дня и (если получится) письменного фиксирования своего плана.